"A Elbereth Gilthoniel!", или трое на какой-то там сундук. Средиземная рецензия.
Так уж вышло, что вселенной "Властелина колец" просто чудовищно не везет в мире компьютерных развлечений. На широкий экран она переехала как полагается - с музыкой и фанфарами, а вот с играми все никак. Особенно туго дела обстоят в самом, казалось бы, благодатном для детища Толкиена жанре - RPG. Исправить эту оплошность и была призвана "Lord of The Rings: War in The North", целых два с половиной года разрабатывавшаяся в недрах небезызвестной "Snowblind Studios".
Хотя, чего греха таить, от ролевых игр в творении "Snowblind" осталось не так уж и много. Что бы там ни говорили разработчики, но и ослу понятно: "Война на Севере" - это в первую очередь экшн. Крепко спаянный кооперативный экшн, с десятками разношерстных врагов и литрами кровищи на экране. Забудем богомерзкий "Conquest" как страшный сон - и вперед, на поиски еще целых черепов!
Сюжет, роль и все сопричастное.
Поздний вечер.Трое героических личностей, гремя доспехами, заваливаются внутрь высокополигонального трактира. За столом их встречает профессионально шифрующийся Арагорн. Он называет героических личностей какими-то абсолютно левыми неканоничными именами и сообщает, что неплохо бы им отвлечь приспешников Врага на (ни за что не угадаете!) Севере, дабы сам квестодатель мог спокойно заниматься важными делами. "Будет сделано!" - отвечают героические личности и, гремя доспехами, устремляются вон из высокополигонального трактира.
"Кто все эти люди?!" - возопит любой нормальный гражданин. "Какого черта гном, человек и эльфийка делают вместе?" - спросит любой нормальный фанат Толкиена. "Где ж ты там увидел высокополигональоный трактир?" - задастся вопросом любой внимательный читатель, уже успевший ознакомиться с игрой. Тише, тише, мои проницательные, давайте по порядку!..
Героев наших зовут по-фэнтезийному просто. Знакомьтесь: тот гном, что добродушно вертит в руках огромных размеров топор - Фарин; этот длинноногий человек в капюшоне с луком за спиной - следопыт Эрадан, а вот та миловидная эльфийка славянской внешности с роскошной косой - Андриэль. Сию исчерпывающую информацию о персонажах мы получаем еще в главном меню, а больше вам знать ничего и не надо. Но даже если очень захочется - черта с два вам кто-нибудь расскажет об их тяжелом детстве и непростом мировоззрении. Действительно, зачем персонажам ролевой игры собственная история и характеры? В этом месте все ролевое в игре умирает, так и не успев высунуть из чрева матери что-то посущественнее левой пятки. Как, ну как можно отыгрывать роль, если ты даже не знаешь, какого черта эта троица делает вместе?! Вся, нужно отметить, старательная мимикрия "Войны на Севере" под RPG летит в тартарары. Да, здесь есть множество побочных заданий, но их ни капельки не хочется выполнять. Да, тут понатыкана уйма диалогов с известными по фильмам и книгам персонажами, но их совершенно не хочется слушать. Да, нам завезли сюжет, но следить за его поворотами нет никакого желания.
Побочные квесты никоим образом не привносят разнообразия ни в сюжет, ни в игровой процесс. Чаще всего нас просят с кем-то поболтать, кому-то что-то передать или что-то где-то найти и доставить назад. Не самые захватывающие задания на сплошь линейных уровнях становятся еще более скучными, а слушать однотипные диалоги второстепенных персонажей очень быстро надоедает.
Кстати, о диалогах. Их в игре на удивление много, и зачастую они выполнены на достаточно высоком уровне. Присутствует даже диалоговое колесо из Dragon Age 2 c возможностью расспросить собеседника о чем душа пожелает. Жаль, что на игровой сюжет это никак не влияет, и вкупе с картонными героями диалоги оказываются не слишком важным придатком к красочным битвам.
Сравнение со второй частью Dragon Age, к слову, не случайно. Построение диалогов, схожее графическое исполнение, анимация персонажей - о творении Bioware тут напоминает многое. Хорошо это или плохо - вопрос спорный, но влияние канадцев на индустрию заметно невооруженным глазом.
Экшн, кровь, кишки!
Помогает разработчикам в этом нелегком деле неплохая, пусть и не блещущая оригинальностью система прокачки. За каждый набранный уровень персонажам даруются три очка характеристик и одно очко навыков. Первые можно потратить на улучшение каноничных силы, ловкости, выносливости и воли, второе - на открытие новых умений в простеньком древе навыков. Оно делится на три ветви и включает в себя как активные, так и пассивные способности. Тут также стоит отметить смекалку разработчиков - горячих клавиш под навыки выделено всего три, но в разных условиях они отвечаю за разные способности: во время блока - за одни, при использовании дистанционного оружия - за другие, в обычном состоянии - за третьи. К тому же некоторые навыки могут улучшаться и иметь двух- или даже трехступенчатую систему применения. Например, защищающий от стрел магический щит эльфийки может обладать как лечащими свойствами, так и способностью взрываться, разбрасывая врагов в разные стороны. И за все отвечает лишь одна клавиша. Таким вот простым способом разработчикам удалось избежать перегруженности интерфейса, сохранив немалый боевой функционал. Оставшиеся три горячих клавиши отвечают за использование восстанавливающих здоровье и ману склянок и вызов Белерама, который с радостью готов спикировать с небес и избавить вас от пары особо вредных супостатов. Правда, призывать орла можно лишь за специальные перья, так что перемазаться во вражеской крови вам все-таки придется.
А крови здесь действительно много. Разработчики то и дело с самых разнообразных ракурсов демонстрируют отлетающие в разные стороны конечности, с особым цинизмом смакуя расчлененку. Десять обезглавленных трупов и литры крови на грязной земле - это еще не предел. Она здесь обычно бьет фонтанами. Особенно в те моменты, когда вас сажают за приличных размеров турели и заставляют заниматься отстрелом всего, чьи конечности еще целы. Можно долго негодовать по поводу неканоничности подобного развлечения, но то, что подобные моменты привносят в игровой процесс толику разнообразия - святая истина.
Грешно было бы не замолвить слово о персонажах. Пусть с характерами им не повезло, зато с боевыми навыками - полный порядок. Бородатый гном Фарин - типичный танк. Коренастый боец обладает недюжинным здоровьем и раскидывает врагов, словно щепки. Другими способностями его не наделили, а потому игра за бородача быстро приедается. Не в пример гному интересно рубить головы за следопыта Эрадана. Этот отлично стреляет из лука, но не прочь и мечом помахать. А при должной прокачке из него и вовсе можно сделать неуловимого "рогу", раздающего криты в спину направо и налево. Не отстает от Эрадана и эльфийка Андриэль. Она даром что маг - умеет не только из посоха стрелять да лечить сопартийцев, но и в ближнем бою готова задать гоблинам и прочей нечисти жару. И все бы хорошо, но в своих интервью создатели игры не раз заявляли, что не приемлют архетипов и даже из гнома можно будет слепить хоть арбалетчика. Так-то это так, но разработчики откровенно слукавили: как бы вы ни старались, но Эрадан-лучник всегда будет сильнее Эрадана-мечника. То же относится и к двум остальным классам. Это не good и не bad - просто факт.
Единственное, к чему здесь можно придраться - это жутко неудобный инвентарь, забавный баг с лежачими противниками (те нередко лишаются головы после удара в живот) и невозможность управления двумя остальными персонажами. И хотя героев в специальных точках можно менять, заниматься этим чревато - решив вновь поиграть за прежнего персонажа, вы рискуете не найти половины собранных вещей. Выкинул он их, видите ли. К минусам также можно отнести и монотонность игрового процесса, но это скорее издержки жанра.
Мир, локации, нечисть.
К слову, и враги, если закрыть глаза на нехватку полигонов, получились очень даже неплохими. Тут вам и пауки, и тролли, и остальная фэнтезийная нечисть всех мастей, а под конец игры начинают попадаться и люди. Еще есть забавные умертвия, которым отсутствие пары конечностей абсолютно не мешает кусаться и махать мечом. "Классами" супостатов также не обделили - разной степени тяжести мечники, лучники, маги и мои любимчики - ловкие гоблины с взрывчаткой на спине, взрывающиеся от любого контакта с оружием - не дадут вам заскучать. Видов врагов действительно много, а когда у дизайнеров заканчивается фантазия, в дело идут фокусы с переодеванием. Место обычных орков занимают всем знакомые по фильмам урук-хай, тролли одевают броню, а все остальные не менее тщательно используют новую одежку и способности. В итоге все довольны: и игрок не натирает на глазах мозоли, и геймдизайнерам не нужно дополнять и без того обширный бестиарий новыми видами. Жаль только, что высвобожденную энергию пресловутые геймдизайнеры не сумели направить в нужное русло: боссы в игре вышли какими-то безликими. То есть сами по себе они неплохи и обладают достаточной долей харизмы и спецспособностей, но рецепт победы над каждым прост до неприличия - нужно лишь лупцевать их чуть сильнее, чем рядовую нечисть. Для породистого симбиоза экшна и ролевой игры по именитой лицензии это как-то не комильфо.
А в итоге мы имеем...
На выходе мы получили очень крепкий ролевой экшн по всеми любимой вселенной, пусть и не лишенный недостатков. Отпетые Толкиенисты, конечно, могут сколько угодно придираться к неканоничности повествования и непонятному появлению в Средиземье девушки-мага, когда они там все наперечет, но надо ли? Если вас не страшит отсутствие интерактивности (разбивать ящики и бочки - это не интерактивность), линейность уровней и слабоватый сюжет - милости просим. Особенно, если имеются двое равнодушных к графике друзей, которые не против пролить немного вражеской крови во имя свободных народов Средиземья.